Удержаться за рулем при столкновении можно лишь на «черепашьей»
скорости 5 км/ч. Но ведь ездим мы в городе гораздо быстрее. На
скорости 60 км/ч человек, вес которого составляет 75 кг, при
столкновении подвергается нагрузке в 3 т. Если столкновение
произошло за городом при скорости 80 км/ч, то сила инерции,
воздействующая на человека, достигает 9 т. Это верная смерть,
как, впрочем, и при скорости 60 км/ч. Но только в случае, если
водитель или пассажир не пристегнулся ремнем безопасности.
Статистика бесстрастна. Отмечено, что в Швеции за год в
дорожно-транспортных происшествиях гибнет 620—640 человек
(население страны составляет 8,3 млн. человек). В Литве столько
же людей гибнет не за год, а за 9 месяцев (население Литвы 4
млн. человек). На 1 млн. жителей в Швеции приходится 76 погибших
в ДТП, а в Литве —235.
Может быть, литовцы ездят хуже шведов? Ничего подобного. Секрет
в том, что пристегиваются ремнями в Швеции 83 % водителей, а в
Литве — только 30 %.
Любопытно, что в Швейцарии закон о ремнях безопасности был
принят в 1976 г., после референдума, на котором сторонники
использования ремней получили преимущество над своими
противниками всего в 0,8 %. Сейчас в этом государстве все за
ремни безопасности. Ведь с тех пор, как они стали обязательными,
число тяжелых травм в результате ДТП снизилось в 5 раз, а легких
— в 3 раза.
В Японии подсчитано, что применение ремней безопасности помогает
избежать гибели в 75 случаях из 100. В США опубликованы такие
данные: ремни помогают избежать смерти при столкновении в 77
случаях из 100, а при опрокидывании —в 91 случае.
Сейчас во всех цивилизованных странах мира применение ремней
безопасности является обязательным. Пренебрежение ими грозит
крупным штрафом. В ряде стран водитель, не пристегнувшийся
ремнем, в случае аварии не получит страховки. В других
государствах применение ремней безопасности увеличивает
страховую сумму на 25 %.
Надо сказать, что сейчас производится все больше иномарок,
которые или сигнализируют перед началом поездки о том, что
водитель не пристегнулся, или отказываются заводиться, пока
сидящий за рулем не воспользуется ремнем безопасности.
Такие машины уже появились на наших улицах, но в основной массе
отечественный автопарк рассчитан на сознательных водителей. А их
у нас, по некоторым подсчетам, всего 2 из 31.
Некоторые водители говорят, что с пристегнутым ремнем ездить
неудобно, он якобы стесняет движения, при аварии не успеешь
выскочить из машины и можешь сгореть. Резон в этих рассуждениях
только один: ремень действительно стесняет движения, если
тянуться в бардачок или пытаться открыть правую заднюю дверь. Но
ведь можно отстегнуться, открыть дверь и снова пристегнуться.
Что касается опасения сгореть в машине, то это наивно. Когда
машина загорается? При сильном столкновении, во время серьезной
аварии. Без ремня безопасности водитель обычно погибает, а
пристегнувшись, остается жить. У него есть еще несколько секунд,
чтобы отстегнуться и выбраться из машины.
|